Статья «Использование современных образовательных технологий ресурсов в учебной деятельности учителя начальных классов».
I. информационные технологии
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
На своих уроках я широко использую информационные технологии, что упрощает отработку умений и навыков с помощью интерактивных тренажёров, проверку знаний по отдельным частям урока, выявление слабых мест в понимании предмета, стимулирует учащихся к более глубокому его изучению.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Я часто использую созданные мною презентации на своих уроках на разных этапах урока.
• На уроке математики во время знакомства с прямоугольниками, с треугольниками, детям были предложены слайды, на которых показаны эти фигуры. Грани фигур выделялись разным цветом и подписывались их названия. Во время знакомства с задачами на встречное решения движение перед детьми появилась картинка с изображением транспорта – это могут быть лодки, которые двигаются навстречу друг-другу., машины, пешеходы. Дети наглядно представляют эту задачу, что облегчает её решение.
• На уроках русского языка во время изучения темы «Правописание безударных окончаний глаголов» с помощью ребят составлялась памятка «Как написать окончание у глаголов» и эта памятка появлялась перед ними. После изучения темы «Безударные гласные в корне слова» детям было предложено вставить пропущенные буквы, а во время проверки эти буквы раскрывались. На этапе проверки знаний можно предложить ребятам тест, в котором они должны выбрать правильный ответ, а затем сразу же проверить их выбор. Правильный ответ можно выделить другим цветом, или подчеркнуть. При знакомстве со словарными словами. В 1 классе – при изучении букв.
• На уроке окружающий мир во время знакомство с темой «Лес» детям был предложен кроссворд. Отгаданные слова появлялись на экране вместе с картинками. Все это повышает интерес к изучению предмета. Мною разработаны, такие презентации как «Полезные ископаемы», «Растениеводство», «Екатерина II». При обобщении темы «Природные зоны» использовалось игра- презентация «Своя игра».
• Презентации использую не только на уроках, но во время проведения классных часов или других мероприятий. На интеллектуальном марафоне на тему «Путешествие в сказочную школу», на экране появлялись вопросы, учащиеся должны были угадать героя произведения. Отвечая на вопросы, ребята видели перед собой правильный ответ, изображение героя, название произведения и автора. Потом этот герой предлагал уже свое задание, которое тоже появлялось перед ними. Главное то, что все ответы демонстрировались с экрана, что давало возможность еще раз убедиться в правильности ответов.
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
II. групповая работа.
Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, в парах. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «...мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.
III. игровые технологии.
Очень часто передо мной встают вопросы: как сделать урок интереснее? Как развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к предмету, преодолеть различные трудности на уроке?
И я часто во время урока провожу разнообразные игры.
Как известно, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Обучающие игры на уроках способствуют выполнению важных методических задач:
- развлекательная - это основная функция игры - развлечь, доставит удовольствие, воодушевить, пробудить интерес,
- творческая, в значительной мере импровизационный, очень
активный характер этой деятельности;
- игротерапевтическая - это преодоление различных трудностей;
- диагностическая - выявление пробелов.
Игровые элементы на уроках я использую для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей.
IV. здоровье сберегающие технологии.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.
Через 20-25 минут после начала урока я замечаю у школьников первых признаков утомления. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки.
Физминутки, включают в себя разнообразные упражнения:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления.
- Упражнения для кистей рук.
- Гимнастика для глаз.
- Упражнения, корректирующие осанку.
Умение поддерживать состояние активности учащихся – это значит вовремя применить на уроке здоровьесберегающие технологии.
Во избежание усталости учащихся на уроке я чередую виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя.
|