Буквы И и Ы после Ц. Цель урока: познакомить с условиями выбора буквы ы-и после ц в различных морфемах, формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания этой орфограммы.
Ход урока 1.Организация начала урока Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Проверьте готовность к уроку. У вас на napme должны лежать дневник, тетрадь, учебник, ручка и карандаш.
2.Проверка выполнения домашнего задания А сейчас проверим домашнее задание Работа с карточками... .. ... .. . .. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... - Работа с карточками Комн..тные р..стения, р..стительность мес..ности, прол..жить тр..пинку в зар..слях, изл..гать мысли, ш..лковый костюм, неясный ш..пот, мягкая щ..тка, вкусный ш..колад, ровный ш..в, предл..гать помощь, распол..житься на поляне, р..сток, л..жился туман.
3. Фронтальный опрос А остальные ребята отвечают на мои вопросы и работаю у доски. -Какая буква пишется nод ударением после шипящих? -Назовите слова исключения (крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон) -От чего зависит написание буквы с— з на конце приставок? -Приведите примеры. А теперь открыли тетради, запишите число, тема урока «Буква И— Ы после Ц» 4. Работа у доски К доске …………………, запишите предложение.
Птенцы быстро росли. И однажды вся весёлая семейка улетела в тёплые края.
Произведи синтаксический разбор предложения. Разберите слово птенцы по составу Ребята, обратите внимание на слово птенцы, все написали с буквой Ы? А кто знает почему?
5. Подготовка к усвоению нового учебного материала. Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с условиями выбора буквы после ц в различных морфемах. Будем формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания этой орфограммы: И продолжать воспитывать эстетический вкус и любовь к русскому язы (мультимедиа).
II. Объяснение нового материал
1. Чтение учителем стихотворения
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал И цифр знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал: Где пишут ЦИ, а где ЦЫ
Вот так, цыпленок не знал. А вы знаете? Нет! Но ничего, ребята, не расстраиваетесь, сейчас узнаете. Открыли учебники на стр. 173 и в учебнике познакомимся с этим правилами чтение нового правила на стр. 173 А чтоб не забыли, я прочту вам маленькое стихотворение, в которое входят слова исключения.
ЦЫГАН ЦЬIПЛЕНКА увидал, Заиграл на скрипочке, А ЦЫПЛЁНОК услыхал Станцевал на ЦЫПОЧКАХ. ЦЫЦ, ребята, не шуметь, А то ЦЫГАН собьется, Перестанет скрипка петь, Наш урок сорвётся.
Ребята, какие слова исключения вы услышали в стихотворении? 2. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Беседа Итак, в каких случаях пишется буква И после Ц ? Пример. А в каких случаях пишется буква ЬI ? Пример.
3. Работа в тетрадях. Проверим, как же вы поняли новое правило, для этого мы выполним упражнение №446 (запись у доски с обозначением орфограммы} Женя, прочитай задание. Что означает слово « циновка» Для этого мы должны обратиться толковому словарю, который находится стр. 295 Читаем. Составьте и запишите предложение со словами на изученную орфограмму. Физическая минутка III. Закрепление новых знаний.
1. А теперь ещё раз закрепим полученные знания Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в два столбика В первый с буквой И Во второй с буквой Ы
Консультац..я, ц..фры, ц..рк, ц..ганская, скворц.., ц..плёнок, молодц.., ц..тата, ц..ркуль, ц..клон, коллекц..я, с улиц..., лисиц..н, секц..я, храбрец.., милиц..я. Проверка Передайте свои тетради соседу, проверьте, всё ли у соседа правильно, поставьте оценки. 2.Тест А сейчас небольшой тест. Дети 1 варианта выписывают слова с буквой И. Дети 2 варианта выписывают слова с буквой Ы. 1 Синиц.., 2 ц…nлёнок, 3 акац..я, 4 улиц.., 5 репетиц..я 6 куниц.. н 7 на ц.. почках 8 ц..ркуль 9 ц..трусовые 10 милиц..я ( Проверка теста)
IV. Подведение итогов урока
- Итак, что вы нового узнали на уроке? - Когда пишется буква И ? - А когда пишется буква Ы?
Оценки за урок…………
За работу с карточками…….. V. Задание на дом N~449, стр.173 Обратите внимание, что необходимо сделать : озаглавить текст, списать одну из частей (на выбор} и подчеркнуть орфограммы.
И хочется закончить урок словами: Прозвучал для вас, ребята, Наш урок про ЦИ и ЦЫ, Кто не понял - те ЦЫПЛЯТа, Кто запомнил - МОЛОДЦЫ!
Поднимите,ребята, руки кто же у нас сегодня на уроке МОЛОДЦЫ? Итак, вы все молодцы! Тихо встали. Спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидание!
|