«В гостях у кота Баюна» (урок-конкурс знатоков волшебной сказки)
Цели: расширить представления пятиклассников о сказке, развивать творческие способности детей, воспитывать Оборудование: сборники народных сказок, иллюстрации к сказкам, магнитофонная запись песни по мотивам народной сказки. Форма проведения: конкурс творческих групп и индивидуальные со¬стязания болельщиков.
Ход урока
I.Организационный момент - Здравствуйте! Тихо сели. Проверьте готовность к уроку: дневник и ручка. II. Сообщение цели и задачи урока. Сегодня у нас урок обобщения и систематизации по теме «Фольклор»- В гостях у кота Баюна На уроке мы обобщим и систематизируем знания о волшебной сказке, Воспитаем эстетический вкус и любовь к сказке
Учитель О чём-то скрипят половицы, И ветер повеял чудесный, И тайна стучится в окно, И в чудо поверишь вдруг, И дрогнут чьи-то ресницы, И сразу меняются лица ... Тихонько скрипят половицы ¬К нам сказка в гости идёт.
Сегодня у нас необычный урок – урок – конкурс знатоков волшебной сказки, где вы должны показать не только знания сказок, но и умения их рассказывать и показывать. А за каждый правильный ответ команды получает жетон.
-Сегодня мы в гостях у кота Баюна. Как вы можете объяснить имя этого сказочного персонажа? (Баюн - от баять, рассказывать; бахарь - рассказчик сказок.)
-Я думаю, что все, кто присутствует на этом уроке, не уступят коту Баюну в знании сказок и умении их рассказывать.
III. Обобщение и систематизация изученного
II. Но для начала мы должны представить наши команды (название, защита костюма сказочного ге¬роя, рассказ о команде).
- «Сказочники» Мы знаем, мы любим игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши волшебные сказки.
- «Чародеи» Мы весёлые ребята, И не любим мы скучать, С удовольствием мы с вами В сказки будем мы играть.
III. Разминка для команд
-Итак, мы с вами отправились по дороге в сказку. Но для начала нам нужно прочитать вот эти волшеб¬ные слова. (Показывает плакат с волшебными словами.)
,юинелев умеьчущ оП По щучьему велению, , юинетох умеом оП По моему хотению, ,игон, етйапутС Ступайте, ноги, ! имас укзакс В В сказку сами!
-Вы не знае¬те, как нам их прочитать? Сейчас я загадаю вам загадку. Это будет и подсказка - как прочитать вол¬шебные слова. Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран - барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова И увидел Федя лохматого. (Зеркало)
-Молодцы! Это зеркало. Теперь вы догадываетесь, как прочитать мои волшебные строчки? Конеч¬но, с помощью зеркала. Но нам нужно волшебное зеркало. В ка¬кой сказке мы найдем такое? (В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, в «Сказке о Белоснежке и семи гно-мах» братьев Гримм.) Свет мой зеркальце скажи Да всю правду доложи: Кто на свете всех милее, Всех прекрасней и белее
IV. Конкурс капитанов -Какие приметы русских народной сказок вы можете назвать? (Троекратный повтор, постоянные эпитеты, имеют зачин и концовку, добро побеждает зло)
V. Конкурс знатоков сказочных зачинов. - Русская сказка имеет своё начало. Я предлагаю вспом¬нить традиционные сказочные зачины. (Каждая команда называет сказочные зачины: «в некотором царстве, в некотором государст-ве», «В стародавние годы в некоем царстве, в не в нашем государстве ... », «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был ... »).
1. Подобрать постоянные эпитеты к словам: Дороженька - столбовая девица - красная молодец - добрый море - синее поле - чистое тучи - .. Чёрные лес - дремучий луга - зелёные трава шелковая
V. Конкурс загадок А теперь пришло время загадок. Это вол¬шебные загадки.. (Загадыва¬ет ребятам загадки.) Загадки • Перед волком не дрожал, От медведя убежал. А лисице на зубок Все ж попался ...(Колобок)
• Кто-то по лесу идет, Короб на спине несет. Вкусно пахнет пирогами. Что за сказка перед вами? (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
• Девочка хорошая по лесу идет, Но не знает девочка, Что опасность ждет. За кустами светится Пара злющих глаз, Кто-то страшный встретится Девочке сейчас. Кто расспросит девочку о ее пути? Кто обманет бабушку, Чтобы в дом войти? (Серый волк.) • Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше лепестка В ореховой скорлупке девочка жила. Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Что за девочка-малышка?(Дюймовочка.)
• Помогла нам яблонька, Помогла нам печка, Помогла хорошая голубая речка ¬ Все нам помогали, все нас укрывали. К батюшке и матушке мы домой попали. Кто унес братишку? Назовите книжку. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
• Носик круглый, пятачком. Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький, крючком. Вместо туфелек - копытца. Их трое в сказке. До чего же Братья дружные похожи. (Английская народная сказка «Три поросенка».)
VI. Конкурс «В хранилище волшебных предметов» На столике разложены предметы. Представитель от команды вытяги¬вает номер экспоната и называет соответствующий пронумерованный предмет (что это, чьё, где и для чего используется). Предметы: живая (мертвая) вода, гребешок, перо жар - птицы, кольцо, платок, сапоги-скороходы.
Объяснить подбором синонима значения устаревших слов: балакать - говорить гой еси- будьте здоровы исполать - хвала чеботарь - сапожник• живот - жизнь горазд - умел, ловок ледащий - плохой сусек- ларь зыбка - колыбель
VII. Конкурс «Волшебный цветок» Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели ... -Я при¬несла вам волшебный цветок. На каждом его лепестке - загадка. Попробуйте угадать!
Загадки • Эта героиня немного болт¬лива, и ее болтливость чуть не привела к гибели и ее саму, и ее бабушку. (Красная Шапочка из од¬ноименной сказки Ш. Перро.)
• Этот кровожадный владе¬лец замка пострадал от собствен¬ного умения перевоплощаться. (Людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».)
• Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема белая шапочка, на носу очки. Но, как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот, лечит. (Доктор Айболит из одноименной сказки К И. Чуков¬ского.)
• Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили 5 золотых монет. (Бура-тино из сказки А. Н. Толстого «Зо¬лотой ключик, или Приключения Буратино» .)
• Это очень хозяйственный и самостоятельный мальчик. Он уехал из города в деревню и орга-низовал там ферму. А его прия¬тель занимался там фотоохотой. (Дядя Федор из повести Э. Н. Успе-нского «Дядя Федор, пес и кот».)
• Этот маленький мальчик вы¬рос среди зверей, а друзьями его были медведь, пантера, удав и дру-гие тропические звери. (Маугли из «Книги джунглей» Р. Киплинга.)
VIII. Конкурс сказок (домашнее задание) «Сказочники» Сопя носом, Буратино спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты. - Теперь сядьте, положите руки перед собой. .- Мы займёмся арифметикой ... У вас в кармане два яблока ... -Врёте ни одного… - Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? -Два. -Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, так здорово подумал. - Два… -Почему? - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! -У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Она подняла к потолку хорошенькие глазки.
«Чародеи» Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,¬ Говорит одна девица, То на весь крещёный мир Приготовила б я пир». ¬«Кабы я была царица, ¬ Говорит её сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна». - «Кабы я была царица, ¬Третья молвила сестрица, ¬Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.
Х. Конкурс «Угадай – ка сказку» (мультимедиа)
XI. Конкурс сказочных концовок . «На том пиру и я был, мёд - пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» «Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали жить - поживать да медок попивать». «Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили себе припе¬ваючи». «У них там теперь стоит бочка, на бочке корец (ковш), а всей сказке конец».
Х. Подведение итогов урока-конкурса. Сегодня на уроке вы показали, как вы хорошо знаете волшебные сказки, знаете героев, название сказок, а также их авторов. На уроке – конкурсе победила команда «…..» , а за активное участие, Вы все получаете оценку «отлично».
XI. Домашнее задание Написать сочинение « Моя волшебная сказка»
|