РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.
В.А. Сухомлинский утверждал: «...забота и здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В своей работе я пытаюсь воссоединить гармонию духа с гармонией физический нагрузок для обучающихся, чтобы в определенный момент радостью творчества стали покоренные Олимпы, чтобы мои ученики вышли в жизнь здоровыми и подготовленными ко взрослой жизни.
В настоящее время ведется постоянный поиск методов оздоровления и физического укрепления подрастающего поколения. Я понимаю, что для массового оздоровления должны использоваться несложные, но эффективные методы, которые максимально обеспечивали полный охват нуждающихся в оздоровлении и укреплении физическими нагрузками.
Работая в этом направлении, мне пришлось создать свою методику в организации домашних заданий по укреплению здоровья школьников, по повышению физических возможностей обучающихся.
Зачем нужны домашние задания по физической культуре, для чего нужно стремиться приучать детей помимо уроков физической культуры заниматься еще и дома? Ответ на этот вопрос дает сама жизнь: «болезнью» века у нас является гиподинамия. Ответ на этот вопрос дают ученые: для нормального развития ребенка нужна двигательная активность 8-10 часов в неделю. Наш образ жизни, два урока физической культуры в неделю не дают такой возможности. Следовательно, нам, учителям физкультуры, педколлективу, родителям, нужно найти возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями. Одна из этих возможностей - домашние задания.
Задавая домашние задания, я преследую две цели. Первая - это путем домашних заданий прививать учащимся навык самостоятельных занятий физическими упражнениями. По моему мнению, это самая главная задача и учителя физической культуры и педколлектива. Эта задача должна быть самой главной и для родителей. Ведь физические упражнения - это здоровье детей, а дети - это будущее нашего народа. Конечно, наивно представлять, что, давая домашние задания и проверяя их выполнение, учитель на
сто процентов добьется навыков самостоятельных занятий. Но нельзя и игнорировать эту возможность. И эта возможность будет значительно расширена, если дети будут выполнять домашние задания с интересом. И здесь, в привитии интереса к самостоятельным занятиям, принадлежит учителю физической культуры и родителям. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо дифференцировать, разнообразить домашние задания, а родители должны создать условия для занятий дома, контроль, помощь, а главное вырабатывать у своего ребенка представление о здоровом образе жизни, неотъемлемости физических упражнений в повседневной жизни.
Вторая задача, которую я преследую - это выработка физических качеств. Ограниченное число уроков физической культуры, слабая оснащенность спортивного зала, длительность времени для выработки тех или иных физических качеств приводит к тому, что эти качества очень трудно выработать на уроке. Домашние задания значительно расширяют эти возможности. Остановлюсь более подробно на своем опыте в этом направлении.
Домашние задания я начал задавать с начала третьей четверти (1988г). Сначала я проверял тестирование учащихся по следующим параметрам: подтягивание, сгибание рук в упоре, приседание на одной ноге, поднимание туловища из положения лежа на спине. Затем все учащиеся, начиная со второго класса, завели тетради по физической культуре, в которой они вели следующие записи: результаты тестирования, число, отметка о выполнении домашнего задания, роспись родителей. Но вскоре я пришел к выводу, что этот способ контроля не оправдал себя. Ребята часто забывали эту тетрадь дома, не подавали на роспись родителям, а иногда родители оказывались не на высоте, расписываясь за невыполненное задание. Все это заставило меня изменить систему контроля. Я предложил ученикам контроль в школе на уроках физической культуры по приросту результатов. Ребята с радостью на это согласились (не требовалось никакой дополнительной писанины/. Заранее, договорившись о размерах прибавки к предыдущим результатам, было дано домашнее задание. Через определенное время, на одном из уроков была проведена проверка и оценки выставлены в журнал. Таким образом, я задаю домашнее задание и организую проверку уже на протяжении 17 лет. В одно время я почувствовал, что интерес к домашним заданиям у ребят стал падать. Тогда мне пришлось дифференцировать задания, давать задания по желанию, по интересам. Эти меры оживили интерес к домашним заданиям. Конечно, я понимаю, что эти меры временные и мне приходилось снова и снова работать над формами и методами домашних заданий и их проверок.
В заключение приведу несколько примеров улучшения физических качеств учащихся.
Так результаты в подтягивании у юношей 11 класса за год выросли на 3-5 подтягиваний, у девушек этого класса результаты в поднимании туловища из положения лежа на спине улучшились на 15-20 раз. Учащимся 3-го класса особенно понравилось приседание на одной ноге. И результаты их выросли за год на 8-15 раз. А пятиклассники достигли заметных успехов в сгибании рук в упоре. Отдельным учащимся явилось стимулом для самостоятельных занятий достижение максимума (50 раз) в выполнении упражнений (подтягивание у юношей 20 раз), подтягивание на низкой перекладине - 50 раз, поднимание туловища - 50 раз. Оздоровительный эффект от реализации оптимального объема двигательной активности существенно повышается если она сочетается с повышением интереса самих учащихся и их родителей в физическом развитии, в закаливании растущих организмов |