Воскресенье, 29.12.2024, 10:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "СОШ №12"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дневник


14:41
интегрированный урок, разработала Белова Л.В.

Тема: «Калмыки и ногайцы в произведениях А.С.Пушкина».

Цели  урока:

            Познакомить учащихся с бытом, культурой  ногайцев и калмыков через  произведения А.С.Пушкина, написанные в период пребывания поэта на Кубани.

            Развивать интерес к народным традициям.

            Воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой Родине. 

Ход урока:

 

  I.     Организационный момент.

     II.     Опрос домашнего задания проводится в виде теста.

 

       1.Основным занятием адыгов было?

                а) земледелие;

                б) скотоводство;

                в) пчеловодство;

                г) собирательство.

       2. Какие народы населяли Северо – Западный Кавказ?

                а) адыги;

                б) ногайцы;

                в) греки;

                г) турки.

       3. Какой системой землепользования широко пользовались западные адыги?

                а) подсечной;

                б) переложной;

                в) трехполье.

       4. Как назывались представители дворянского сословия у ногайцев?

                а) пши;

                б) ханы;

                в) мурзы;

                г) уорки.

       5. В состав какого государства входили ногайцы?

                а) России;

                б) Англии;

                в) Турции;

                г) Крымского ханства.

       6. Что являлось мерилом ценности товаров у ногайцев?

                а) золотые слитки;

                б) шкуры животных;

                в) скот;

                г) деньги.

       7. Чем торговали народы Северо – Западного Кавказа в 18 веке?

                а) строительный лес;

                б) скот и лошади;

                в) пшеница;

                г) лен.

       III.           Объяснение нового материала.

  1. Повторное сообщение темы и цели урока.Каждый из нас не раз признавался в любви к своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверно, никто не умел так точно подметить и воспеть красоту Кубани и историю народа, как поэты.

Прочитайте стихи А.С.Пушкина, послушайте произведения, написанные во время поездки на Кавказ, и перед вами предстанет яркий и неповторимый сплав народностей, живущий на Кубани, их быт и культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с бытом и культурой народов Кубани через произведения А.С.Пушкина, написанные в период пребывания поэта на Кубани.

 

2. Объяснение нового материала.

      Рассказ учителя сопровождается работой с картой.

Учитель: Чтение произведений А.С.Пушкина – это всегда необыкновенное прикосновение к неповторимому творению ювелира слова. Ценность его лирических сочинений в том, что исторические реалии преломлены через поэтическое восприятие. Бесконечные степи Предкавказья, скрип ногайских арб, калмыцкие кибитки вдохновили Пушкина на некоторые строчки в произведениях:  «Путешествие в Арзрум»,  «Калмычка», «Братья разбойники».

Пушкин жил в калмыцких кибитках («клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком» - его словами), отдыхая с семейством Раевского в районе Бештау. Дорога в Арзрум по маршруту Петербург - Москва – Калуга – Орел –Новочеркасск пролегала через места проживания калмыков.

Ученик зачитывает строки из произведений А.С.Пушкина: «…леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет, и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественника; по тучным пастбищам

                   Кобылиц неукротимых

                   Гордо бродят табуны.

Калмыки располагаются около станционных хат. У кибиток их пасутся … кони..»

Учитель: Интересно описание калмыцкого чая, непривычный вкус которого так поразил Пушкина. Между прочим, калмыцкий чай пользовался популярностью у многих народов, в том числе и у ногайцев. Состав его приготовления варьируется в зависимости от возможностей. Известно, что этот чай питательный и лечебный. Употребление в пищу конины, свидетельствуемое Пушкиным, так же распространено у ногайцев.

Воспоминание о «переходе от Европы к Азии» запечатлелось позже в стихотворении «Калмычка». Поэт продолжает думать о молодой калмычке, с которой он познакомился в описанной кибитке.

Ученик:

                   Прощай, любезная калмычка,

                   Чуть – чуть, назло моих затей

                   Меня похвальная привычка

                   Не увлекла среди степей

                   Вслед за кибиткою твоей.

                   Твои глаза, конечно, узки,

                   И плосок нос, и лоб широк,

                   Мне ум и сердце занимали

                   Твой взор и дикая краса.

                   Друзья! Не все ль одно и то же:

                   Забыться праздною душой

                   В блестящей зале, в модной ложе

                   Или в кибитке кочевой.

Учитель: Упоминание калмыков встречается также в стихотворении «Братья разбойники».

 Ученик:

                   За Волгой, ночью вкруг огней

                   Удалых шайка собиралась

                   ……………………………..

                   Они стеклися для стяжаний!

                   Меж ними зрится и беглец

                   С брегов воинственного Дона,

                   И в черных локонах еврей,

                   И дикие сыны степей,

                   Калмык, башкирец безобразный,

                   И рыжий финн, и с ленью праздной

                   Везде кочующий цыган!

Учитель: Содержание этого стихотворения, конечно, условно. Но подобные предприятия имели место.

Миновав калмыков, Пушкин продолжает путешествие. Ставрополь – Георгиевск – Горячие воды – Екатериноград. Далее эскорт превратился в настоящий караван, сопровождаемый ногайцами.

Вскоре после посещения Пушкиным юга, на Кавказе (1835 – 1838) с определенными разведывательными целями находился Ф.Ф.Торнау. О своем пребывании в тылу у горцев он писал «Воспоминания Кавказского офицера» (1864).Есть в них и такие сведения: « Татарские  аулы составляют передовую линию против непокорных горцев, так как жители их были обязаны содержать караулы и помогать казакам встречать и преследовать неприятеля». Кроме того, ногайцы отрабатывали натуральные повинности, обеспечивая доставки грузов на Линию. Вдобавок к этому, на них легла обязанность содержать «50 вооруженных всадников на Баталпашинском и Кисловодском участках, весь надстроечный аппарат, а также несколько почтовых станций по Кизляро – Астраханскому Тракту…» (Калмыков И.Х.). По словам Безобразова: «ногайцы связаны с нами сущными  интересами… в теперешнем своем положении для нас чрезвычайно полезны хорошей службой в милиции и при перевозке провианта в такие пункты, которые требуют частых и сильных конвоев».  Не исключено, что один из эпизодов их деятельности запечатлел Пушкин, продолжая движение в Арзрум.

 Ученик: «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. …На сборном месте соединился весь караван, состоящий из пятисот человек или около… Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За ней потянулись коляски, брички, кибитки солдаток…; за ними заскрипел обоз двухколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали ногайские проводники в бурках и с арканами…».

 Учитель: Скот – главный источник, средство существования и богатство многих народов. Поэтому он являлся объектом легкой наживы.

Ученик: В стихотворении «Тазит» мимоходом Пушкин запечатлел это так (Габус – размышляет о своем сыне):

                   Не научился мой Тазит,

                   Как шашкой добывают злато

                   Он только знает без трудов

                   Внимать волнам, глядеть на звезды,

                   А не в набегах отбивать

                   Коней с ногайскими быками

                   И с боя взятыми рабами

                   Суда в Анапе нагружать…

Учитель: Не секрет, что причерноморские города еще со времен греческой, генуэзской колонизации края, османского владычества использовались для торговли и транзита невольников. Вот как об одном из маршрутов писал турецкий историк XVII в. Эвлия Чебели: в своей»Книге путешествия»: «пленников передают в руки ногай – татар, живущих в земле черкесов, а те переправляют пленников в страну Крым…»

На этом не ограничиваются упоминания калмыков и ногайцев в произведениях Пушкина. Достойный пример для рассмотрения представляют и другие народы: башкиры, татары, черкесы… - выразители многочисленной и многонациональной России в лирическом наследии великого поэта.

IV.           Закрепление.

V.              Итог урока.

Выставление оценок.

VI.           Домашнее задание.

1.Гл.10/1;

2.Произведения А.С.Пушкина.

 

 

 

 

Просмотров: 3324 | Добавил: Школа | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2024