Тема: «Калмыки и ногайцы в произведениях А.С.Пушкина».
Цели урока:
Познакомить учащихся с бытом, культурой ногайцев и калмыков через произведения А.С.Пушкина, написанные в период пребывания поэта на Кубани.
Развивать интерес к народным традициям.
Воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой Родине.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания проводится в виде теста.
1.Основным занятием адыгов было?
а) земледелие;
б) скотоводство;
в) пчеловодство;
г) собирательство.
2. Какие народы населяли Северо – Западный Кавказ?
а) адыги;
б) ногайцы;
в) греки;
г) турки.
3. Какой системой землепользования широко пользовались западные адыги?
а) подсечной;
б) переложной;
в) трехполье.
4. Как назывались представители дворянского сословия у ногайцев?
а) пши;
б) ханы;
в) мурзы;
г) уорки.
5. В состав какого государства входили ногайцы?
а) России;
б) Англии;
в) Турции;
г) Крымского ханства.
6. Что являлось мерилом ценности товаров у ногайцев?
а) золотые слитки;
б) шкуры животных;
в) скот;
г) деньги.
7. Чем торговали народы Северо – Западного Кавказа в 18 веке?
а) строительный лес;
б) скот и лошади;
в) пшеница;
г) лен.
III. Объяснение нового материала.
- Повторное сообщение темы и цели урока.Каждый из нас не раз признавался в любви к своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверно, никто не умел так точно подметить и воспеть красоту Кубани и историю народа, как поэты.
Прочитайте стихи А.С.Пушкина, послушайте произведения, написанные во время поездки на Кавказ, и перед вами предстанет яркий и неповторимый сплав народностей, живущий на Кубани, их быт и культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с бытом и культурой народов Кубани через произведения А.С.Пушкина, написанные в период пребывания поэта на Кубани.
2. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя сопровождается работой с картой.
Учитель: Чтение произведений А.С.Пушкина – это всегда необыкновенное прикосновение к неповторимому творению ювелира слова. Ценность его лирических сочинений в том, что исторические реалии преломлены через поэтическое восприятие. Бесконечные степи Предкавказья, скрип ногайских арб, калмыцкие кибитки вдохновили Пушкина на некоторые строчки в произведениях: «Путешествие в Арзрум», «Калмычка», «Братья разбойники».
Пушкин жил в калмыцких кибитках («клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком» - его словами), отдыхая с семейством Раевского в районе Бештау. Дорога в Арзрум по маршруту Петербург - Москва – Калуга – Орел –Новочеркасск пролегала через места проживания калмыков.
Ученик зачитывает строки из произведений А.С.Пушкина: «…леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет, и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественника; по тучным пастбищам
Кобылиц неукротимых
Гордо бродят табуны.
Калмыки располагаются около станционных хат. У кибиток их пасутся … кони..»
Учитель: Интересно описание калмыцкого чая, непривычный вкус которого так поразил Пушкина. Между прочим, калмыцкий чай пользовался популярностью у многих народов, в том числе и у ногайцев. Состав его приготовления варьируется в зависимости от возможностей. Известно, что этот чай питательный и лечебный. Употребление в пищу конины, свидетельствуемое Пушкиным, так же распространено у ногайцев.
Воспоминание о «переходе от Европы к Азии» запечатлелось позже в стихотворении «Калмычка». Поэт продолжает думать о молодой калмычке, с которой он познакомился в описанной кибитке.
Ученик:
Прощай, любезная калмычка,
Чуть – чуть, назло моих затей
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
И плосок нос, и лоб широк,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.
Друзья! Не все ль одно и то же:
Забыться праздною душой
В блестящей зале, в модной ложе
Или в кибитке кочевой.
Учитель: Упоминание калмыков встречается также в стихотворении «Братья разбойники».
Ученик:
За Волгой, ночью вкруг огней
Удалых шайка собиралась
……………………………..
Они стеклися для стяжаний!
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный,
И рыжий финн, и с ленью праздной
Везде кочующий цыган!
Учитель: Содержание этого стихотворения, конечно, условно. Но подобные предприятия имели место.
Миновав калмыков, Пушкин продолжает путешествие. Ставрополь – Георгиевск – Горячие воды – Екатериноград. Далее эскорт превратился в настоящий караван, сопровождаемый ногайцами.
Вскоре после посещения Пушкиным юга, на Кавказе (1835 – 1838) с определенными разведывательными целями находился Ф.Ф.Торнау. О своем пребывании в тылу у горцев он писал «Воспоминания Кавказского офицера» (1864).Есть в них и такие сведения: « Татарские аулы составляют передовую линию против непокорных горцев, так как жители их были обязаны содержать караулы и помогать казакам встречать и преследовать неприятеля». Кроме того, ногайцы отрабатывали натуральные повинности, обеспечивая доставки грузов на Линию. Вдобавок к этому, на них легла обязанность содержать «50 вооруженных всадников на Баталпашинском и Кисловодском участках, весь надстроечный аппарат, а также несколько почтовых станций по Кизляро – Астраханскому Тракту…» (Калмыков И.Х.). По словам Безобразова: «ногайцы связаны с нами сущными интересами… в теперешнем своем положении для нас чрезвычайно полезны хорошей службой в милиции и при перевозке провианта в такие пункты, которые требуют частых и сильных конвоев». Не исключено, что один из эпизодов их деятельности запечатлел Пушкин, продолжая движение в Арзрум.
Ученик: «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. …На сборном месте соединился весь караван, состоящий из пятисот человек или около… Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За ней потянулись коляски, брички, кибитки солдаток…; за ними заскрипел обоз двухколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали ногайские проводники в бурках и с арканами…».
Учитель: Скот – главный источник, средство существования и богатство многих народов. Поэтому он являлся объектом легкой наживы.
Ученик: В стихотворении «Тазит» мимоходом Пушкин запечатлел это так (Габус – размышляет о своем сыне):
Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато
Он только знает без трудов
Внимать волнам, глядеть на звезды,
А не в набегах отбивать
Коней с ногайскими быками
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать…
Учитель: Не секрет, что причерноморские города еще со времен греческой, генуэзской колонизации края, османского владычества использовались для торговли и транзита невольников. Вот как об одном из маршрутов писал турецкий историк XVII в. Эвлия Чебели: в своей»Книге путешествия»: «пленников передают в руки ногай – татар, живущих в земле черкесов, а те переправляют пленников в страну Крым…»
На этом не ограничиваются упоминания калмыков и ногайцев в произведениях Пушкина. Достойный пример для рассмотрения представляют и другие народы: башкиры, татары, черкесы… - выразители многочисленной и многонациональной России в лирическом наследии великого поэта.
IV. Закрепление.
V. Итог урока.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
1.Гл.10/1;
2.Произведения А.С.Пушкина.
|